ШАГ НАВСТРЕЧУ

ШАГ НАВСТРЕЧУ
Материал подготовил психолог Центра Оксана Александровна Бабенко

Почему дети начинают врать и что делать родителям...
Честность, именно это качество родители стремятся воспитать в своем ребенке. Но как горько бывает осознавать, что ваше любимое чадо, едва научившись говорить, начинает врать. Не надо сразу же отчаиваться, специалисты утверждают, что проблему детского вранья можно решить. Педагогические рекомендации подскажут, что делать, если ребенок врет.
Причины детской лжи
Родители часто задаются вопросом: почему дети врут? Педагоги говорят, что это явление может вызываться разными причинами:
• Ложь как следствие детских проблем. Стремление ребенка к вранью свидетельствует о том, что вашему сыну или дочери требуется помощь. У детей, как и у взрослых, бывают тяжелые моменты. И тогда ложь помогает найти выход из ситуации, самоутвердиться, почувствовать себя увереннее. А взрослые, вместо того, чтобы ставить клеймо лгуна на свое дитя, должны глубже вникнуть в его проблемы и помочь в них разобраться.
Важно! Родители, станьте своему ребенку другом. Не оставляйте его наедине со своими проблемами. Решайте их вместе по мере поступления. И тогда в ваших отношениях просто не будет места неправде.
• Иногда причиной лжи становится желание "вырасти" в глазах сверстников. Чаще всего, это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Порой неуверенные ребята придумывают несуществующие факты из своей жизни и из жизни своей семьи. Делают это, чтобы обратить на себя внимание сверстников. Если такие басни - не слишком частое явление, то повода для волнения может и не быть. Но когда они приобретают постоянный характер - стоит насторожиться и подумать, почему любимое чадо пытается ложью завоевать авторитет среди других детей?
• Часто причина кроется в стремлении уйти от наказания и, если это удается, ребенок начинает обманывать регулярно. Именно страх подталкивает мальчишек и девчонок к вранью, когда они хотят избежать наказания. Страх быть наказанным преследует ребятишек в тех семьях, где близкие предъявляют завышенные требования к ним и чрезвычайно строги в вопросах воспитания.
• Проявление лжи бывает иногда попыткой установить личные границы. Такое поведение свойственно в переходном возрасте, когда подростки уверены, что ни мамам, ни папам совсем необязательно многого знать об их друзьях, поступках, времяпровождении. На попытки родителей получить интересующую информацию и как то повлиять на личную жизнь своих отпрысков, они получают либо молчаливую отстраненность, либо лживые объяснения.
• Ложь может стать следствием семейных проблем. Если в семьях возникает разлад, и родители находятся друг с другом в состоянии конфликта или развода, дети начинают врать, остро чувствуя их настроение. Это так называемая ложь во спасение. А спасают они свою семью, свой такой привычный домашний мир и уют, любовь родителей друг к другу. Привлекая внимание самых родных людей к себе, они своей ложью пытаются сблизить их.
• Зачастую младшие школьники используют ложь, как способ самоутверждения и протеста против необъективно предъявляемых требований со стороны взрослых. Опытные психологи утверждают, что такая форма лжи зачастую наблюдается в семьях, где родители излишне властны и придирчивы, лишают чадо самостоятельности, где дети загружены учебой, всевозможными кружками. В этом возрасте они начинают осознавать, что многих проблем можно избежать, если не рассказывать всего своим близким. Протестная ложь часто вызвана отсутствием доверия между членами семьи.
• У маленьких детей очень ярко выражено стремление выдать за действительность заветные мечты. Существует вид "творческой лжи", когда мальчики и девочки в общении с друзьями или взрослыми начинают фантазировать. Такая ложь относительно безопасна, напротив, она может стать начальной ступенью к развитию творческого потенциала ребенка. Однако необходимо пресекать ситуации, когда он перестает осознавать границы между фантазиями и реальностью.
Важно! Внимательно изучив причины детской лжи, вы сможете "держать руку на пульсе", а поведение вашего чада будет для вас объяснимо и предсказуемо.