Зарубежный опыт в сфере энергосбережения и энергоэффективности
Сфера энергоэффективности и энергосбережения в РФ
Для начала стоит сказать, что в области энергоэффективности и энергосбережения в РФ предстоит ещё очень много сделать действий. Если говорить с практической точки зрения, то Россия в этой сфере находится на начальных этапах своего пути. Именно по этой причине зарубежный опыт и вызывает повышенный интерес. Надо отметить, что в большинстве развитых стран существует детализированное законодательство, эффективно функционирующий механизм, которые своевременно стимулирует процессы, а также созданы институциональные инструменты, успешно взаимодействующий государственный и частный сектора экономики.
Основная задача состоит в том, чтобы положительные элементы всех этих элементов, которые стремятся адаптировать в пределах российской экономики, смогли активно заработать в РФ.
Опыт Германии в сфере энергоэффективности и энергосбережения
Среди передовых стран в сфере энергосбережения и энергоэффективности Япония и Германия. В настоящий момент Германия входит в пятёрку наиболее крупных потребителей энергии в мире. Одновременно с этим доля экспортируемой страной энергоносителей составляет порядка 80% её собственных потребностей.
Политика, которую проводит сегодня Германия с области энергоэффективности выстраивается на базе законов и программ, которые разрабатываются Еврокомиссией для энергетических отраслей экономик стран, которые являются членами Евросоюза.
Необходимо отметить, что общеевропейская и национальные программы с сфере энергоэффективности разрабатываются в пределах Киотских соглашений 1997 г. и Концепции ЕС "20/20/20", в соответствии с которыми предусмотрено увеличение доли возобновляемых источников энергии в общем объёме энергопотребления ЕС и увеличение эффективности использования энергии до 20% к 2020 г.
Повысить энергоэффективность Германии обязуется федеральное правительство и Министерство экономики и технологий, Министерство по вопросам окружающей среды, защиты природы и безопасности реакторов, Министерство транспорта, строительства и городского развития, а также Германское энергетическое агентство "ДЕНА".
Следует учитывать, что до последнего времени в Германии отсутствовала национальная энергетическая стратегия, а первоочерёдная роль в вопросе развития энергоэффективности отдавалась целевым федеральным и земельным программам и проектам, которые в первую очередь касались отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
В соответствии со статистическими данными в период с 2001 до 2009 г. с целью реализовать подобные программы федеральными властями было потрачено 4,5 млрд. евро. При этом стоит сказать, что у курирующих данную сферу министерств, ставка в первую очередь делалась на участие в энергосберегающих программах частного капитала.
Энергосберегающие проекты агентства "ДЕНА" широко распространены по всей стране. Оно занимается разработкой программы модернизации электростанций, стратегии будущего развития ветровой энергетики, а также применения гибких инструментов Киотского протокола. Кроме того, оно использует механизм чистого развития и пр. примечательно, что данное агентство также занялось разработкой образца единого федерального энергетического паспорта зданий, которое ориентировано на энергопотребление согласно "разумным потребностям" и конкретным требованиям рынка. В соответствии с "Экспортной инициативой по возобновляемым источникам энергии" "ДЕНА" повышает долю технологий использования ВИЭ в экспорте страны для того, чтобы поддержать немецкие компании в процессе освоения ими иностранных рынков энергетических ресурсов.
Важное место в Германии отводится продвижению проектов энергоэффективности на земельном уровне. Германское энергетическое агентство разработало концепцию концепция "Das kommunale Energie-und Klimaschutzmanagement" ("Муниципальная энергетика и управление изменением климата"), которая позволяет внедрять энергосберегающие технологии в определённых городах и общинах, при этом регулярно проводить мониторинг энергопотребления, в том числе контроль процесса реализации тех или иных проектов для поиска оптимальных способов решения задач, направленных на развитие энергоэффективности.
Основные программы в области энергосбережения и энергоэффективности в Германии, следующие:
-
"Energieeffizienz – Made in Germany". Данная программа предусматривает конкретные меры, которые сконцентрированы на энергосбережении и энергоэффективности в промышленном секторе экономики, а также в строительстве и транспортной отрасли
-
"Energie-und Klimaprogramm 2007". Программа, которая состоит из 14 законов, основная цель которых состоит в сокращении выбросов в атмосферу парниковых газов. Именно эта программа поможет Германии выполнить свои обязательства.
-
"Roadmap Energiepolitik 2020". Данная программа состоит из анализа состояния энергетической отрасли Германии на 2009 г., а также меры, которые направлены на достижение взятых страной обязательств.
-
"Energiekonzept der Bundesregierung 2010". Данная программа была принята 28.09.2010 г. правительством Германии и содержит в себе энергетическую концепцию, в соответствии с которой определяются ключевые меры федеральных властей в области энергоэффективности и энергосбережения, а также утверждены планы, направленные на увеличение доли возобновляемых источников энергии в совокупном энергопотреблении в 2030 г. до 50%, а к 2050 г. – до 80%.
Важно отметить, что на сегодняшний день Германия является активным участником на международной арене в сфере сотрудничества по вопросам энергоэффективности. В качестве яркого примера можно привести членство страны в проекте IPEEC (The International Partnership for Energy Efficiency Cooperation).
Энергоэффективность и энергосбережение в Японии
Среди самых успешных стран в сфере энергосбережения и энергоэффективности является Япония. Нефтяные кризисы 1970-х гг. и их последствия стали основными факторами, которые в последствие определили энергетическую политику Японии. Именно эта страна обладает богатыми природными ресурсами, которые дали ей толчок к развитию национальных энергосберегающих технологий. Проблемы с внешними поставками энергоносителей стали основной причиной, после которой потребовался мощный импульс к широкому применению устройств для производства электроэнергии из отходящей теплоты, экономических двигателей и энергоэффективной бытовой техники.
Для Японии, где порядка 90% всех потребляемых энергоносителей импортируются, а энергетика страны практически наполовину зависит от нефти, долгосрочная стабильность на мировом рынке энергоресурсов вызывает особое беспокойство. При всём при этом необходимо учитывать, что именно Япония взяла на себя обязательства по сокращению в 2020 г. количества выбросов двуокиси углеводорода в атмосферу на 25% по сравнению с уровнем 1990 г. Кроме того, энергетическая политика концентрируется на обеспечении безопасности стабильных поставок энергоресурсов в условиях дальнейшего развития, ориентированной на сохранение окружающего мира.
В этой связи необходимо учитывать, что основной упор при разработке "Новой государственной энергетической стратегии Японии" в контексте данных мер был сделан на внесение корректировок в существующую энергетическую политику с акцентом на достижение энергетической безопасности страны.
Данная стратегия содержит в себе три основные долгосрочные задачи, которые реализуются в течение 25 лет:
-
Принятие более эффективных мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности Японии.
-
Формирование фундамента для устойчивого развития энергетики и экологии.
-
Активное содействие иностранным государствам в вопросах энергетических проблем.
Для решения поставленных задач подразумевалось усилить работу по повышению энергоэффективности, диверсификации источников энергии и созданию стратегических запасов энергетического сырья. Кроме того, чтобы решить проблемы, связанные с энергообеспечением, необходимо было активизировать энергетическую дипломатию и международное сотрудничество в сфере охраны окружающего мира, а также усилить потенциал страны в сфере реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций.
В апреле 2009 г. правительство Японии, руководствуясь положениями стратегии экономического развития и мерами по преодолению экономического кризиса, приняло концепцию по сокращению выбросов СО2. Ключевая цель концепции состоит в том, чтобы придать динамичность развитию национального производства и, посредством преодоления стагнации, обеспечить Японии среднесрочный или даже долгосрочный экономический рост.
В соответствии с основными целями концепции, необходимо было обеспечить внедрение в различные сферы общества трёх основных элементов: солнечной энергетики, электрических автомобилей, энергосберегающей бытовой техники.
Конкретная цель состоит в том, чтобы увеличить долю возобновляемых источников в общем объёме потребляемой энергии в два раза в сравнении с нынешним уровнем и достижение самого высокого мирового показателя в этой области – 20%.
План широкого распространения новых источников энергии состоит из следующих пунктов:
-
Четырёхлетний план государственной поддержки финансовой направленности с целью поддержать выработку солнечной энергии.
-
Программа льготного финансирования, направленная на распространение домов на бытовых топливных элементах. В данном контексте актуально говорить о домах с электрическими солнечными панелями, для которых государством и органами местного самоуправления предусмотрена десятилетняя программа льготного кредитования и покупки излишков электроэнергии.
-
Курс по поддержке гибридных, электрических и других альтернативных автомобилей.
В соответствии с этими положениями долгосрочной энергетической стратегии, Япония должна к 2030 г. повысить уровень самообеспечения энергией с 18 до 70%.
Говоря о технических показателях, стоит отметить, что до 70% правительство стремится увеличить данный показатель посредством увеличения загрузки действующих АЭС с 60 до 85%. Помимо этого, планируется возведение восьми новых атомных электростанций к 2020 г., а к 2030 г. строительство ещё шести. Кроме того, план устанавливает минимальный порог в размере 50% для энергоносителей, которые добываются за границей с участием японских компаний, в общем объёме японского импорта углеводородов. На сегодняшний день речь идёт о том, что доля подобного рода энергоносителей составляет 15% в импорте нефти, порядка 20% - в импорте природного газа и около 40% в импорте угля.
Правительство настроено на активные действия, направленные на создание альянсов генерирующих, нефтегазовых компаний, а также иных заинтересованных предприятий.
В конечном итоге можно говорить о нарастании борьбы за доступ к источникам энергоносителей, где Япония старается изо всех сил снизить уровень потребления энергоресурсов и вместе с тем предпринимает попытки занять основную часть сегмента международного рынка энергосберегающих технологий, обеспечив тем самым стабильное развитие и функционирование своего промышленного сектора.
Регулирование энергоэффективности и ресурсосбережения в Японии находится под контролем трёх законов: "О рациональном использовании энергии", "Об энергетической политике" и "О содействии эффективному потреблению энергии".
Основная цель Закона "О рациональном использовании энергии" состоит в том, чтобы обеспечить эффективное использование энергетических ресурсов согласно экономическому и социальному положению страны и за её пределами, в том числе принимать соответствующие меры, направленные на рациональное использование энергии промышленными предприятиями, организациями, транспортными и строительными компаниями, а также в процессе эксплуатации энергопотребляющих машин и оборудования.
Примечательно, что под энергией в Законе следует принимать нефтепродукты, природный газ, уголь, кокс, тепловую энергию и электроэнергию.
23.06.2023