Энергоэффективность - это
Энергоэффективность - это комплекс организационных, экономических и технологических мер, направленных на повышение значения рационального использования энергетических ресурсов в производственной, бытовой и научно-технической сферах.
Энергоэффективность — это эффективное (рациональное) использование энергии, или «пятый вид топлива» — использование меньшего количества энергии для обеспечения установленного уровня потребления энергии в зданиях либо при технологических процессах на производстве. Эта отрасль знаний находится на стыке инженерии, экономики, юриспруденции и социологии.
Для населения — это значительное сокращение коммунальных расходов, для страны — экономия ресурсов, повышение производительности промышленности и конкурентноспособности, для экологии — ограничение выбросапарниковых газов в атмосферу, для энергетических компаний — снижение издержек на топливо и необоснованных трат на строительство.
В отличие от экономии энергии (сбережение, сохранение энергии), главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность (полезность энергопотребления) — полезное (эффективное) расходование энергии. Для оценки энергоэффективности для продукции или технологического процесса используется показатель энергетической эффективности, который оценивает потребление или потери энергетических ресурсов.
Энергоэффективность в мире
Начиная с 1970-х гг. многие страны внедряли политику и программы по повышению энергоэффективности. Сегодня на промышленный сектор приходится почти 40% годового мирового потребления первичных энергоресурсов и примерно такая же доля мировых выбросов углекислого газа. Принят международный стандарт ISO 50001, который регулирует в том числе энергоэффективность.
Энергоэффективность в России
Россия занимает третье место в мире по совокупному объёму энергопотребления (после США и Китая) и её экономика отличается высоким уровнем энергоёмкости (количество энергии на единицу ВВП). По объёмам энергопотребления в стране первое место занимает обрабатывающая промышленность, на втором месте — жилищный сектор, около 25% у каждого.
Энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, обозначенных генсекам СССР Д. А. Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации 18 июня.
Одна из важнейших стратегических задач страны, которую поставил президент в своём указе — сократить к 2020 году энергоёмкость отечественной экономики на 40%. Для её реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением. В связи с этим Министерством энергетики РФ было принято решение о преобразовании подведомственного ФГУ «объединение предприятий „Росинформресурс“» в Российское энергетическое агентство, с возложением на него соответствующих функций.
Основными стимулами являются федеральные субсидии и льготы. Одним из лидеров среди регионов является Краснодарский край. Международные и федеральные банки IBRD и ВЭБ также реализуют свои проекты на территории Российской Федерации.
Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития Российской Федерации, названных президентом РФ, являются огромным резервом отечественной экономики. Энергосбережение – общенациональная задача, в процесс модернизации экономики Российской Федерации включены не только хозяйствующие субъекты, но и все общество в целом, общественные компании, политические партии, а вопросам экономии энергии и энергетической эффективности уделяется особое внимание.
В Российской Федерации один из самых больших в мире технический потенциал повышения энергетической эффективности – более 40% от уровня потребления энергии в стране: в абсолютных объемах – это 403 млн т.у.т. Использование этого резерва возможно только за счет комплексной политики.
В настоящее время в сфере экономии энергии и энергетической эффективности существует три основополагающих базовых документа: “Энергетическая стратегия на период до 2030 года”, Федеральный закон “об экономии энергии и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и Государственная программа “экономии энергии и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года”.
Федеральный закон “об экономии энергии и повышении энергетической эффективности” – базовый документ, определяющий государственную политику в области экономии энергии. Закон направлен на решение вопросов экономии энергии и повышения энергоэффективности в области ЖКХ.
Для фирмы эффективной работы ЖКХ предусмотрено введение энергетических паспортов, определен комплекс мер, обеспечивающих для потребителей право и возможность экономить ресурсы, сделав выбор в пользу энергоэффективных товаров и услуг. В качестве первого шага вводится запрет на производство, импортирование и продажу ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, с 2013 г. – ламп 75 В т и более, с 2014 г. – 25 Вт и более.
Второй блок закона объединяет набор инструментов, стимулирующих энергосбережение в госсекторе, в том числе обязанность бюджетных организаций снижать объемы потребления энергоресурсов не менее чем на 3% ежегодно в течение 5 лет, и за бюджетной компанией сохраняются средства, сэкономленные благодаря проведению мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, а также возможность их перераспределения, в том числе и в фонд оплаты труда.
Законом также установлена обязанность разработки программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности для государственных компаний, бюджетных организаций и учреждений, а также для регионов и муниципалитетов, причем это увязано с бюджетным процессом.
Следующий важный аспект – отношение между государством и бизнесом. Для стимулирования перехода бизнеса на энергоэффективную политику установлены экономические рычаги, в том числе предоставление льгот по налогам, а также возмещение процентов по займам на реализацию проектов в области экономии энергии и повышения энергоэффективности.
Большая роль в повышении энергоэффективности отводится субъектам России, которые уже сегодня наделены соответствующими полномочиями. В каждом регионе, в каждом муниципальном образовании должна быть своя программа экономии энергии с четкими, понятными целевыми показателями и системой оценки.
Департамент энергоэффективности РФ
Департамент государственного регулирования тарифов, инфрастуктурных реформ и энергоэффективности является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития России, основными направлениями деятельности которого являются:
Повышение энергетической эффективности
Энергоэффективность экономики Российской Федерации значительно ниже уровня энергоэффективности развитых стран.Президент России Д.А.Медведев поставил задачу по снижению уровня энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. по отношению к уровню 2007 г. С учетом климатических особенностей и индустриальной структуры российской экономики эта задача является амбициозной и требует масштабной и слаженной работы всего Правительства России. Министерства экономического развития Российской Федерации Министерству экономического развития координирует эту работу, разрабатывает совместно с другими Министерствами и ведомствами основную часть нормативной правовой базы, сопровождает деятельность рабочей группы «Энергоэфективность» при Комиссии по технологическому развитию и модернизации Российской экономики при президенте России.
Тарифно-ценовая политика в отраслях естественных монополистов
Министерство экономического развития России совместно с отраслевыми Министерствами и Федеральной службой по тарифам осуществляет выработку и реализацию единых подходов при регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополистов. Целью государственного тарифно-ценового регулирования инфраструктурных секторов является обеспечение потребителей товарами и услугами субъектов естественных монополистов и организаций коммунального комплекса установленного качества по доступной цене.
Реструктуризация секторов естественных монополистов
Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с отраслевыми Министерствами осуществляет преобразования в секторах естественных монополистов, направленные на снижение инфраструктурных барьеров развития экономики, стимулирование повышения эффективности таких секторов и развитие конкуренции.
Политика энергоэффективности в РЖД
ОАО «РЖД» является одним из крупнейших потребителей электричества: организация ежегодно использует более 40 млрд кВт-ч электричества, или порядка 4% общероссийского потребления. Основной объем уходит, конечно, на электрическую тягу поездов (более 35 млрд кВт-ч). Такой крупный приобретатель не мог остаться в стороне от федеральных мер по повышению энергоэффективности, закрепленных, в частности, в «Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года».
Направления политики энергоэффективности в РЖД определяются «Энергетической стратегией холдинга „РЖД“ на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года», разработанной в рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030». Стратегия предусматривает два этапа: 2011—2015 гг. — этап модернизации железнодорожного транспорта; 2016—2030 гг. — этап динамичного расширения железнодорожной сети (планируется строительство 20,5 тыс. км новых железнодорожных линий, 25% из которых будут грузообразующими, прокладываемыми в малонаселенных, не имеющих энергетики регионах).
В рамках стратегии, холдинг предполагает активно участвовать, в том числе в разработке законодательных актов государства в области новаций и развития энергетики в интересах железнодорожного транспорта.
Повышение энергетической эффективности основной деятельности ОАО «РЖД» планируется за счет: применения энергоэффективных технологий управления перевозочным процессом, перехода на использование высокоэкономичных средств световой сигнализации и освещения, в первую очередь на основе светодиодной техники и интеллектуальных систем управления освещением, совершенствования систем управления энергетическими ресурсами на основе баз данных энергетических обследований, паспортизации и приборного учета за расходованием энергоресурсов, внедрения энергоэффективных технологий на объектах инфраструктуры.
Программа уже показала себя в действии. По данным РЖД, в 2011 году было внедрено более 4 тысяч ресурсосберегающих технических средств на сумму 2,7 млрд руб. За 12 месяцев 2011 года от реализации мероприятий ресурсосбережения в 2009 -2010 гг. достигнут экономический эффект на общую сумму около 1,2 млрд рублей. Данные показатели смогли быть достигнуты за счет экономии топливно-энергетических ресурсов, материалоемкости технологических процессов и повышения эффективности труда.
В период 2003—2010 гг. меры по повышению энергоэффективности уже привели к положительному результату: при увеличении на 16,2% объемов перевозочной работы по отношению к 2003 году, баланс потребления ресурсов уменьшился на 6,3%, а снижение энергоемкости производственной деятельности составило 19,3%.
Целевые показатели в среднесрочной и долгосрочной перспективах являются не менее амбициозными. Так,ОАО «РЖД» планирует рост объема перевозок пассажирского и грузового транспорта к 2030 году в среднем на 52,3%, а увеличение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и воды на 32,1%.
Прогнозируется, что экономия ТЭР ОАО «РЖД» в 2015 и 2030 гг. по отношению к 2010 году составит соответственно: электричества — 1,8 и 5,5 млрд кВт-ч; дизтоплива — 248 и 740 тыс. т; топочного мазута — 95 и 182 тыс. т; угля — 0,7 и 1,4 млн т; бензина — 15,0 и 32,5 тыс. т; тепловой энергии, приобретаемой на стороне, — 0,56 и 1,2 тыс. Гкал. В связи с этим должны снизится издержки на приобретение ТЭР в 2015 году на 9,9 млрд рублей, в 2020 году — на 16,9 млрд рублей, в 2030 году — на 27,4 млрд рублей в ценах 2010 года.