Размер шрифтов: А А А

Изображения: отключить

Фон: A A X

Энергетическая эффективность зданий

Для начала напомним, что законодатель понимает под энергетической эффективностью и в чем его отличие от энергосбережения.
В соответствии с п. 4. ст. 2 ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Понятие энергетической эффективности применительно к зданиям, строениям и сооружениям расширено перечислением требований в ст. 11 вышеуказанного закона.
К ним относятся показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов.  Речь в данном случае о нормируемых показателях расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение.
А также требования к решениям (архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим), влияющим на энергетическую эффективность и требования к отдельным элементам и конструкциям.
Энергосбережение (п. 3. ст. 2 ФЗ № 261) – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Таким образом, меры повышения энергетической эффективности подразумевают увеличение полезного эффекта при сохранении расходования прежнего объема ресурсов, тогда как энергосбережение – процесс, направленный на сокращение использования ресурсов при сохранении полезного эффекта от их использования в прежнем объеме.
В соответствии с Техническим регламентом безопасности зданий и сооружений (ФЗ № 384 от 30.12.2009 г.) все здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов. А Приказ Минстроя от 17 ноября 2017 г. N 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» содержит и характеристики показателей энергоэффективности в расширенном виде и определяет обязательность требований энергетической эффективности ко всем проектируемым, реконструируемым, проходящим капитальный ремонт и эксплуатируемым отапливаемым зданиям.

Требования энергетической эффективности зданий и сооружений.

Мы уже писали, что в соответствии с Градостроительным кодексом, работы в обиходе (и в трактовке жилищного законодательства) называемые перепланировкой применительно к нежилым зданиям подпадают под понятие капитального ремонта. Проектная документация для капитального ремонта не подлежит экспертизе в отличие от реконструкции и нового строительства, но во всех случаях согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» требуется разработка раздела «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», в котором должны быть отражены:

а) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности, включающих:

показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении и сооружении;

требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений;

требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений и сооружений и их свойствам, к используемым в зданиях, строениях и сооружениях устройствам и технологиям, а также к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий, строений и сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, строений и сооружений, так и в процессе их эксплуатации;

иные установленные требования энергетической эффективности;

б) обоснование выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта с целью обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов;

в) перечень требований энергетической эффективности, которым здание, строение и сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, и сроки, в течение которых в процессе эксплуатации должно быть обеспечено выполнение указанных требований энергетической эффективности.

Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Упомянутый выше Приказ Минстроя N 1550/пр содержит удельную характеристику расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий и при выполнении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений при проектировании, строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений необходимо учитывать указанные значения при соблюдении санитарно-гигиенических требований к помещениям зданий, строений, сооружений.
При этом для вновь создаваемых зданий удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается:
с 1 января 2023 г. - на 40 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию;
с 1 января 2028 г. - на 50 процентов по отношению удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

А для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий, строений, сооружений (за исключением многоквартирных домов) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается с 1 июля 2018 г. на 20 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию. Но дальнейшее уменьшение удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию не проводится (Ст. 8 Приказа).

То есть, при реконструкции и капитальном ремонте (а равно – см. выше и перепланировке) нежилого здания мероприятия, уменьшающие расход тепловой энергии на 20 процентов относительно показателей удельных расходов обязательны.

А в случае нового строительства (ввода здания в эксплуатацию) с 2023 и 2028 гг. такие уменьшения обязательны на 40 и 50 процентов соответственно. Такая обязанность возлагается на застройщика.

Мероприятия по обеспечению энергетической эффективности зданий.

Мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности здания делятся на обязательные и дополнительные.

К обязательным относятся:

а) для административных и общественных зданий общей площадью более 1000 кв.м., подключенных к системам централизованного теплоснабжения, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения:

установка (при условии технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;

оборудование (при условии технической возможности) отопительных приборов автоматическими терморегуляторами (регулирующими клапанами с термоэлементами) для регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры воздуха в помещениях;

б) для помещений административных и общественных зданий с проектным числом работы осветительных приборов свыше 4 тыс. часов в год и систем освещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при проектировании новых, а также при реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем освещения - использование для рабочего освещения источников света со светоотдачей не менее 95 лм/Вт и устройств автоматического управления освещением в зависимости от уровня естественной освещенности, обеспечивающих параметры световой среды в соответствии с установленными нормами.

К обязательным техническим требованиям относятся поэлементные, комплексное и санитарно-гигиеническое требования к теплозащитной оболочке здания.
Дополнительные меры повышения энергетической эффективности подразумевают использование альтернативных источников энергии. С 1 января 2023 года для проектируемых, реконструируемых, капитально ремонтируемых зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов, рекомендуется (при наличии технической возможности и технико-экономического обоснования) устанавливать в инженерные системы зданий, строений, сооружений возобновляемые и альтернативные источники энергии и вторичных энергоресурсов, определенные в ГОСТ Р 54531-2011 "Нетрадиционные технологии. Возобновляемые и альтернативные источники энергии. Термины и определения".

Для многоквартирных домов действует отдельный Приказ Минстроя (N 399/пр), принятый в рамках 384-ФЗ, который определяет классы энергетической эффективности зданий и налоговое законодательство даже предоставляет 3-х летнюю льготу по налогу на имущество для зданий, имеющих высокий и очень высокий класс энергоэффективности (В, В+, А, А+, А++). Подобная льгота пока не распространяется на нежилые здания (см. Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2018 N 309-КГ18-5076 по делу N А60-7484/2017), но обязанность проектировщиков, застройщиков и собственников зданий принимать меры для повышения энергетической эффективности подкреплена императивами административного законодательства.

Приведем соответствующие пункты (статьи 9.16) Кодекса об административных нарушениях РФ:
Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

31.05.2024